Организация обучения с использованием информационных технологий
Правила приёма в гимназию
История гимназии
Музей гимназии
Наши традиции
Методические объединения
Медицинское сопровождение
Воспитательная работа
Спортивная страница

 
Расписание уроков
Внеурочная деятельность
Исследование качества образования
Предметные олимпиады и различные конкурсы
Инновационная деятельность
Участие в национальных проектах
Международные программы

Государственная итоговая аттестация (ГИА)
ОГЭ (9 класс)
Итоговый проект (9 класс)
ЕГЭ (11 класс)
Итоговое сочинение (11 класс)

Гимназистам
Родителям
Электронный дневник
Родителям будущих первоклассников
Страничка безопасности
Доступная среда
Питание
Летний лагерь "Город радости"
Комиссия по урегулированию споров
Противодействие коррупции
Охрана труда
Издается в гимназии



 

Версия для
слабовидящих
Еnglish version (812) 552-59-88
Контакты

 

ГИМНАЗИЯ 105 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Итоговое сочинение в 11 классе

 

План подготовки к Государственной итоговой аттестации в 2021-2022 учебном году

Ссылка на страницу официального сайта Федерального института педагогических измерений

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)

Письмо Рособрнадзора от №04-416 от 26.10.2021

Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, а также может быть использовано при приеме в образовательные организации высшего образования.

Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря 2021 года (01.12.2021) в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В первые среды февраля и мая 2022 года будет предоставлена возможность пересдачи, если по уважительной причине выпускник не смог написать сочинение в основной срок или получил «незачет».

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

По вопросам проведения государственной итоговой аттестации работает «горячая линия»

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).

Данное сочинение в дальнейшем может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.

Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).

Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.

Для написания сочинения используются бланки единого формата, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Во время проведения итогового сочинения на рабочем столе участника, помимо регистрационного бланка и бланков записи, могут находиться только:
ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);
документ, удостоверяющий личность;
лекарства и питание (при необходимости);
орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения.

Участникам запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения .

Определены пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2021/22 учебном году:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020?2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.


Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

1. Соответствие теме. Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

3. Композиция и логика рассуждения. Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

4. Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

5. Грамотность.
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.
«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов, рекомендуемый объём – 350 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Сочинение может потребоваться при приёме в некоторые вузы; за него можно получить дополнительно до 10 баллов вдобавок к баллам по ЕГЭ. В этом случае используется десятибалльная система оценивания. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно. За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения.

Здесь приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами.

А также Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:

 

 

 

 

 

АНОНСЫ И ОБЪЯВЛЕНИЯ

25.11.21 Уважаемые родители! Информируем вас о проведении единых общегородских Дней открытых дверейподробнее
25.10.21 Информационные материалы по профилактике гриппа, ОРВИ и Ковидздесь
17.10.21 Олимпийские надежды Санкт-Петербурга - 2021подробнее
12.10.21 Информация о переписи населения здесь издесь
05.10.21 Новый "Вестник", посвящённый Дню учителя, читайте здесь
13.09.21Уважаемые учителя, ученики и родители! Предлагаем вам ознакомиться с инфографикой нашей гимназии в образовательном ландшафте Санкт-Петербурга. Комитет по образованию проанализировал школы по современным показателям, необходимым для развития системы образования в городе. Увидеть результаты по нашему учреждению вы можете здесь
01.09.21ДЕНЬ ЗНАНИЙ-2021 подробнее
30.08.21Уважаемые родители! В связи с эпидемиологической обстановкой родительские собрания в сентябре состоятся по утверждённому графику в разные дни. Напоминаем вам о необходимости соблюдать масочный режим. Ознакомиться с графиком можно здесь
30.07.21Внимание! 30 августа состоится медицинский осмотр для 1-х классов и вновь прибывших. 1А класс - с 9.00 до 12-00; 1Б класс - с 12.00 до 15.00; Вновь прибывшие - с 15.00 до 16.00.
18.07.21Внимание! Уважаемые родители и учащиеся гимназии от 14 лет и старше! Просим вас принять участие в «Независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности» в соответствии со ст. 95.2 «Закона об образовании». Онлайн  анкетирование получателей образовательных услуг проводится с 19 июля 2021 по 30  сентября 2021 года. Для заполнения анкеты необходимо пройти по ссылке:
http://resurs-online.ru/Form.aspx?Guid=aadd44f1-eb34-4305-ae98-77fad1226dd1  Спасибо всем за участие!!!

20.05.21Списки книг для летнего чтения здесь

06.04.21За активное содействие в развитии международного сотрудничества наша гимназия награждена памятным знаком "На благо мира и созидания" и благодарностью.подробнее
10.03.21Уважаемые родители! С Памяткой о правилах проведения ЕГЭ в 2021 году вы можете познакомитьсяздесь
10.03.21Уважаемые родители! С Памяткой о правилах проведения ГИА (ОГЭ, ГВЭ) в 2021 году вы можете познакомитьсяздесь
20.01.21СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ! Ушла из жизни Тамара Фёдоровна Тулузакова...читать далее
 

ВСЕ НОВОСТИ СМОТРИТЕ НА НОВОСТНОЙ ЛЕНТЕ

 

 

Санкт-Петербург, ул. Орбели, д. 24, тел. (812) 552-59-88 E-mail:105@shko.la © Дизайн сайта - Л. Ю. Бабина, администрирование и наполнение - Е. В. Яроцкая